Критерии оценки конкурсных предложений
Предприятие, решившееся на закупку нового оборудования или ремонт (модернизацию) старого, вынуждено вкладывать в это столь дефицитные ныне средства. Поэтому цена ошибочного решения особенно высока. В данной статье мы попытаемся дать основные принципы оценки конкурсных техникокоммерческих предложений.
Итак, при возникновении технической потребности руководители производств, как правило, поручают своим службам сформировать техническое задание, провести маркетинговый поиск и получить техникокоммерческое предложение.
Наиболее характерные методы выбора потенциальных поставщиков:
• через Интернет;
• через партнеров и коллег, уже использующих оборудование конкретного производителя;
• при анализе обзорных и рекламных материалов в СМИ и на специализированных выставках.
Прежде чем говорить о возможных способах анализа техникокоммерческих предложений, уместно акцентировать внимание на специфике подготовки технического задания:
1. Техническое задание должно быть одинаковым для всех конкурсных участников.
2. Не стоит запрашивать у производителей конкретное, уже выбранное специалистами заказчика оборудование. А вдруг они не учли некоторые новейшие тенденции или не вполне верно определили оптимальный для своего производства тип дробеметной машины?
3. На наш взгляд, заказчику будет интереснее получить техническое решение, а не коммерческое предложение товара. Кстати, и нормальному производителю легче работать с заказчиком и готовить технико-коммерческое предложение, если в техническом задании будут указаны определенные параметры:
• типоразмеры обрабатываемых деталей,
• производственная программа,
• количество рабочих смен в году,
• цели очистки и последующие операции,
• пожелания заказчика по транспортировке деталей,
• специфические особенности конкретного производства,
• запрос на количество и стоимость запасных частей на год работы,
• запрос о наличии технического сервиса,
• четкие условия поставки: (например, EXW, DDP, CPT или со склада поставщика в России, или в адрес заказчика). Часто в конкурсах цены указываются разными участниками произвольно, иногда намеренно упускаются отдельные важные опции или условия.
Важно помнить, что чудес на свете не бывает, и слишком большие скидки при дальнейшей торговле говорят о возможной «экономии» на комплектации или качестве предлагаемого оборудования.