Материалы для отделки древесины. История возникновения
Исторические памятники свидетельствуют о высоком развитии техники отделки древесины у древних народов. Сохранившиеся в погребениях Древнего Египта предметы из древесины, относящиеся к 3400—2980 гг. до н. э., украшены художественной резьбой и инкрустацией. Уже в тот период применяли краски, причем первыми пленкообразователями были яичный белок, воск, естественные смолы и бальзам, а пигментами — охра, гипс, малахит, древесный уголь и др.
В древнем Китае в этот период для отделки уже использовались лак и энкаустика (воск, сплавленный с пигментом), а в Индии шеллак. Лаки в то время представляли собой естественные растворы смол.
В последующие тысячелетия происходит медленное совершенствование техники отделочных работ. В Греции и Риме развивается золочение, совершенствуется техника и расширяется ассортимент материалов для инкрустации (золото, серебро, слоновая кость, черное дерево).
Начало употребления для отделки высыхающих масел установить трудно. Однако широкое применение масляные отделочные составы начинают находить лишь в средние века.
Примерно в XV—XVI вв., после открытия и распространения способа получения винного спирта, в Европе появились спиртовые лаки, а в 1730 г. французы братья Мартен получили патент на способ полировки древесины, широко распространившийся во всем мире и известный под названием столярной, или шеллачной, полировки.
Памятники русской письменности XI в. свидетельствуют о том, что уже в те времена русским мастерам были известны многие краски (киноварь, сурик, сажа и др.). Большим искусством отличалась русская резьба по дереву. Русские мастера прекрасно владели техникой приготовления и применения олиф и масляных красок. Широкую известность получил развившийся еще в XVII в. так называемый «русский», или «хохломской», способ художественной росписи деревянных изделий с помощью олифы, красок, оловянной пудры и горячей «печной» сушки покрытий. Мировую известность получили также деревянные изделия палехских мастеров, отличающиеся не только оригинальной техникой художественной росписи, но и исключительной стойкостью покрытий.