Порошковые краски на транспорте
Технологичность, экологичность и функциональные достоинства порошковых покрытий заставляют многих исполнителей окрасочных работ искать возможности замещения ими жидких красок. Не такими высокими темпами, как лет 20 назад, но тем не менее порошки продолжают внедряться в новые для себя области. Не стал исключением и сектор транспортных средств.
С относительно давних времен порошковые краски применяются в вагоностроении для окраски элементов внутренней отделки подвижного состава. Нашли свое место порошки и при производстве других средств общественного транспорта, в частности автобусов. Вообще же, в беседах с пользователями порошковых красок, даже не связанных с производством автомобилей, часто возникает интересующий многих вопрос о возможности применения этих материалов в автомобилестроении. Конечно же, порошковые краски используются и здесь.
Изначально, так сказать, сами собой просятся для окраски порошками элементы внутренней отделки транспортных средств — металлические панели, ручки, накладные элементы. Хорошо зарекомендовали себя порошковые покрытия при декоративно-функциональной защите невидовых элементов: масляных фильтров, клапанных крышек, рам автомобилей, рессор. Полноценно отвержденное порошковое покрытие проявляет высокую устойчивость к абразивному воздействию, в связи с чем оно существенно повышает срок службы, например, защиты картера двигателя. Как это ни удивительно, но в продаже можно встретить эти совершенно невидовые детали, выкрашенные даже относительно дорогостоящими спецэффектами, например, антиками.
Во всем мире и в России в частности сложилась индустрия окраски колесных дисков. У нас в стране представлено много производителей, ориентированных на разные сегменты потребителей, начиная от самого что ни на есть эконом-класса до дорогого эксклюзива. До недавних пор встречались автомобильные диски, покрашенные в один слой эпокси-полиэфирным покрытием. Они быстро теряли свои декоративные свойства. В наших условиях это списывалось на вредное воздействие противоледного реагента. Из-за низкого качества наших дорог диски имеют свойство быстро пачкаться, царапаться и деформироваться. В связи с этим невзыскательный потребитель не проявлял большого недовольства. Однако увеличивается сегмент клиентов, предъявляющих все более и более высокие требования к качеству продукции, поэтому все больше производителей переходит на изготовление дисков с полным соблюдением технологии — начиная от качественной подготовки поверхности металла до нанесения многослойных систем. Наибольшая долговечность достигается при трехслойной окраске. Слой первый: на металл наносится грунтовка. Порошки здесь зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Они обеспечивают высокую адгезию и дополнительную защиту субстрата. Слой второй — собственно краска. В большинстве случаев это серебристый металлик. Порошковых красок со всевозможными эффектами серебристого металлика существует великое множество — от искристых до однотонных «под хром». Однако декоративный эффект метал-ликов от жидких красок, по мнению большинства потребителей, является более выигрышным. В качестве второго слоя в равной степени правомерно применение как того, так и другого, в зависимости от пожеланий заказчика или принятого стандарта. Кстати, существуют порошковые покрытия с эффектом «хамелеон». Это, конечно, удовольствие дорогое, но по желанию заказчика в эксклюзивном исполнении возможное. При напылении порошковых красок в данном случае следует помнить о том, что при нанесении металлика, тем более вторым слоем, существенно возрастает риск обратной ионизации с соответствующими последствиям, проявляющимися в характерном дефекте покрытия. Будьте внимательны при настройке оборудования! И, наконец, третий, защитный слой — лак. Его присутствие существенно повышает долгосрочность функциональной защиты металла, особенно сохранность декоративных свойств изделия. Многие металли-ки имеют невысокую стойкость к истиранию, что проявляется в их быстром почернении. Бесцветное полиэфирное атмосферостойкое порошковое покрытие обеспечивает прекрасную механическую защиту, однако, к сожалению, оно обычно несколько затемняет укрываемый слой, снижая искристость металлика.
Живой интерес вызывает возможность окраски порошковыми красками кузовов автомобилей. До недавних пор несколько ведущих мировых производителей использовали для этого глицидилсодержа-щие полиакриловые порошковые составы. Данная группа материалов обладает очень высокой атмо-сферостойкостью и, что очень важно, обеспечивает идеально гладкую поверхность, а это до недавнего времени не удавалось получить, например, на полиэфирных покрытиях. Бесцветные порошковые лаки на основе глицидилсодержащих полиакрилов имеют высокий глянец и изумительную прозрачность, не затемняя и не искажая цвета подложки. Однако и они не лишены недостатков. Во-первых, их дороговизна. Во-вторых, несовместимость с другими порошковыми материалами в процессе нанесения. Достаточно попадания малейших концентраций полиэфирного или эпоксиполиэфирного порошка, чтобы на отвержденном полиакриловом покрытии возникли дефекты. Таким образом, на тех линиях, где используются глицидилсодержашие полиакри-лы, не допускается присутствие материалов на основе других связующих. В-третьих, адгезия и физикомеханические свойства этих материалов уступают полиэфирным и, тем более, эпоксиполиэфирным.
Новые разработки не стоят на месте: недавно появились относительно недорогие полиэфирные покрытия, обладающие достоинствами глицидилсо-держащих полиакрилов. В первую очередь следует сказать об идеальной гладкости покрытия и полном отсутствии даже намека на привычную легкую шагрень. Из автопроизводителей, внедривших у себя такие материалы, впереди планеты всей китайские концерны и General Motors в США. Справедливости ради надо заметить, что и те и другие используют ТГИЦ-содержащие полиэфиры, не рекомендованные к применению в Европе. Тем интереснее выглядит прогресс индийского Сата-моторс, начавшего использовать для этих целей примид-отверждаемый полиэфир. Говоря о европейских производителях, следует выделить группу PSA Peugeot Citroen. Порошковыми полиэфирными покрытиями, не содержащими ТГИЦ, в настоящее время окрашиваются кузова Ситроен SD4.
Подводя итоги, можно сказать, что в относительно консервативной индустрии порошковых покрытий появляются новые весьма любопытные разработки, которые позволяют расширить области применения этих материалов, ранее казавшиеся для них не досягаемыми.
По материалам журнала "Промышленная окраска"